Медвежьими тропами через Урал

Медвежьими тропами через Урал

В прошлом году мы с супругой дебютировали на беговой многодневке ТрансУрал. Мы даже описали наши впечатления на сайте журнала «Лыжный спорт», и, кому интересно, могут с ними познакомиться. Вкратце, ТрансУрал – это уникальная беговая многодневка, которая проводится в течение четырех лет в разных частях Уральских гор. Первый этап – на Южном Урале, второй – на Среднем (именно в нём мы и участвовали в прошлом году), третий (этап этого года) – на Северном. На следующий год запланирован заключительный этап – на Урале Полярном, с финишем на берегу Северного Ледовитого океана, но не будем забегать вперед…

Логистика

Вообще-то, в этом году изначально планировалось бегать на Приполярном Урале, в районе, где расположены основные вершины этих древних гор: Народная, Сабля, Манарага и другие. Однако, добраться в те края можно в основном на своих двоих, поэтому организовать там полноценные соревнования, да еще многодневные, было бы делом очень непростым. Поэтому ещё в прошлом году организаторами было принято решение провести этот этап в Северной части гор, где не просто сосредоточены довольно высокие вершины, или, как их называют на Урале, камни, но и проводится крупнейший в России горный марафон «Конжак» - забег на самую высокую вершину Северного Урала, гору Конжаковский камень.

Центр соревнований располагался на туристической базе «Серебрянский камень», что в 8 км от старта «Конжака». База расположена на территории Карпинского городского округа Свердловской области, и мы решили, что будем добираться туда через Екатеринбург. Билеты на самолет брали меньше чем за месяц до вылета, но тем не менее нам удалось найти очень привлекательный по цене вариант авиакомпании «Победа» стоимостью 4250 рублей в одну сторону. Нюансами перелетов этой авиакомпании-лоукостера являются ограничения по весу багажа, возможности взять в ручную кладь рюкзак, выбрать место в салоне при регистрации. Точнее, всё это сделать можно, но за существенную дополнительную плату, внеся которую, получается, что ты ничего не экономишь. Поэтому мы заранее взвесили все наши сумки, чтобы они не были тяжелее 10 кг, и вместо рюкзака, в котором я обычно вожу свой ноутбук, необходимый для работы, я положил его в специальную сумку. Как выяснилось, все наши меры предосторожности были не зря, потому что за соблюдением данных правил сотрудники авиакомпании следили с высокой тщательностью.

В аэропорт Екатеринбурга Кольцово мы прибыли ранним утром. Чуть подождав, мы могли бы воспользоваться трансфером от организаторов, однако нам повезло, что в Екатеринбурге сейчас живет наш товарищ по лыжной сборной МГУ, который вместе с семьей также собирался поехать на Конжак. Воспользовавшись мобильным приложением Gett, мы очень удобно вызвали такси, водитель которого научил нас, как получить промо-код для скидки на первую поездку, которая в итоге обошлась нам в 10 рублей! Доспав остаток утра и позавтракав у наших друзей, мы погрузились в их авто и отправились по шоссе в сторону Нижнего Тагила и Краснотурьинска. До Нижнего Тагила трасса представляла собой автомагистраль, полосы движения которой были разделены островком леса. После трасса стала поуже, но качество асфальта на ней не перестало быть хорошим. Таким образом, около 400 км от Екатеринбурга до Краснотурьинска мы проехали по отличным дорогам, что, конечно, не могло не радовать. Далее организаторы предупреждали, что в сторону поселка Кытлым пойдет грейдер, и каково же было наше удивление, когда после Карпинска мы выехали на современную дорогу финского типа с безупречным асфальтом, аккуратно нанесенной дорожной разметкой и отбойниками. Впрочем, эта музыка играла совсем не так долго, как нам бы того хотелось, и через 15 километров на обочине появился огромный щит, предупреждающий о ремонте. Следующие 10 километров мы преодолевали в условиях ремонта по временной дороге, но зато смогли оценить масштаб и размах, с которым ведутся работы. Дорогу делают профессионально, качественно и, как кажется, на века. По крайней мере, тот участок, который уже сдан и используется, был на загляденье. Ну а дальше пошел обещанный грейдер, и километров 40 мы двигались в клубах пыли от попутных и встречных машин. После разговоров с местными узнали, что дорогу обещают дотянуть до самого Кытлыма – крайней точки местных маршрутов. Что ж, в таком случае, когда её доделают, это будет колоссальный инфраструктурный шаг вперед.

Где жить на Конжаке – невольный обзор

Единственное, что немного настораживало, так это пропадавшая по мере удаления от Карпинска сотовая связь. Навигатор отсчитывал последние километры до лагеря, в котором у нас было забронировано жилье, однако связь всё никак не появлялась. Для меня это обстоятельство было весьма критичным, так как я не согласовал свой фактически шестидневный отъезд с начальством, рассчитывая работать удаленно, а сделать это в отсутствие сотовой связи возможным ну никак не представлялось. По прибытии на базу худшие опасения подтвердились – мобильного интернета на территории базы не было, да и чтобы просто позвонить, люди забирались на угол какого-то сруба. Перед глазами замелькали десятки неотвеченных писем, не освещенный первый этап Кубка мира по лыжероллерам, читатели сайта, недоумевающие, как это на skisportе шесть дней подряд нет обновлений, нахмуривший брови начальник Иван Иванович, хоть и относящийся к нашим спортивным увлечениям с пониманием, но вряд ли обрадованный таким долгим отсутствием сотрудника.
База Серебрянский камень
Фото: Олег Чегодаев
Ситуацию надо было как-то спасать, и я подошел к директору соревнований Антону Жиганову и поделился с ним своей проблемой. Антон, конечно же, был загружен массой других дел, но всё-таки сумел вникнуть в ситуацию и дал телефон некой волшебной Олеси:

- Позвонишь по нему, скажешь, что с ТрансУрала. Если она не поможет, то не поможет никто, она тут знает абсолютно всё.

Звоню Олесе:

- Поняла, выходи на дорогу, я как раз мимо проезжаю. Как узнать? Я на белой «Волге». Думаешь, что тут много женщин на белых «Волгах»?

Больше вопросов не задаю, хватаю в одну руку сумку, в другую жену и бегу к дороге, чтобы ни в коем случае не пропустить ту самую «Волгу». В то же время уезжать ой как не хочется: в лагере уже мелькают лица старых знакомых по прошлому ТрансУралу, тут же остаются наши московско-екатеринбургские друзья, с которыми мы приехали, в конце концов, плохо понятно, как нам добираться 12 км до старта и обратно из Кытлыма… Но вот в клубах пыли подлетает белая «Волга», и из окна выглядывает кудрявая блондинка лет 25, с распущенными волосами, в клетчатой рубахе, и с залихватским видом приглашает нас в авто. По пути расспрашиваем девушку, а она нас. Оказывается, Олеся раньше сама бегала горные марафоны, а теперь руководит туристической базой, расположенной на старте марафона «Конжак». Туда мы и приезжаем, а точнее сказать, влетаем на бешенной скорости в клубах дорожной пыли.

Сама база представляет собой бревенчатые дома с электричеством, но без удобств. Туалет – на улице, в дальнем углу огороженной забором территории. Мыться? Для этого у нас баня. Кстати, справедливости ради, на базе «Серебрянский камень», в которой находился центр соревнований ТрансУрал, условия ровно такие же. По словам хозяйки, база очень востребована, и они планируют расширяться, правда, именно в сторону увеличения пропускной способности, но, к сожалению, не в сторону комфорта. Люди же, приехавшие на «Конжак», а их в десятки раз больше, чем участников нашей многодневки, предпочитают жить в палаточном лагере прямо возле старта.

Олеся тем временем ищет возможности, как и где нас можно расселить, и, в конце концов, выкристаллизовывается один вариант – жить у неё дома в Кытлыме.

- Там всё цивильно, вам понравится, правда, ремонт ещё не успели доделать…

Соглашаемся, немного насторожившись, и, как оказалось, не зря. Условия в доме были действительно «цивильные», однако не было фактически самого важного – воды, а значит, невозможно было ни помыться, ни, извините за подробности, сходить в туалет. «Видимо, тут так принято», - думаем мы. Но делать нечего – берем ключи и соглашаемся и на такое расселение. Ведь в Кытлыме расположена вышка сотовой связи, которая поддерживает 3G формат передачи данных, а значит я смогу не только бегать, но и работать… Не скажу, что я очень был этому рад… Получаем от Олеси инструкции относительно магазинов и поведения в поселке:

- Если кто докопается, скажите, что вы к Олесе приехали, меня тут все знают…

Благодарим девушку и отпускаем её по своим делам, благо на следующий день стартует марафон «Конжак», и дел у неё в связи с этим и без нас невпроворот. Сами идем осматриваться и покупать продукты, так как готовить ведь придется самим, а ведь в трансуральском лагере были запланированы завтраки, обеды и ужины, на которые нам даже уже успели раздать талоны. Закупившись продуктами в местном магазине, мы на всякий случай идем на разведку в местную «гостиницу» и – о чудо! – встречаем там наших московских знакомых по прошлому ТрансУралу во главе с высоким дядей Володей. Вообще-то, он, конечно, не московский, а рязанский и совсем не дядя, но так получилось, что это прозвище к нему приклеилось. И один из ребят, оказывается, даже приехал из Москвы на машине! Прекрасно! По крайней мере, теперь вопрос о том, как добраться до старта, не кажется таким уж неразрешимым. На мой вопрос, как дороги, был получен ответ, что практически везде за исключением небольших участков, дороги в хорошем состоянии… Мы вообще о России говорим, интересно?!? Слово за слово, ребята предлагают и нам расселиться в гостинице, где жить гораздо дешевле, есть горячий душ, туалет и кухня. Также, как выясняется, в Кытлыме есть и столовая, где можно вкусно и недорого поесть. А еще в «гостинице» гораздо лучше работает интернет, хотя до показываемого телефоном 3G ему, к сожалению, безнадежно далеко. Решаемся на еще один переезд, и часам к девяти окончательно расселяемся. Ура! Начавшийся еще вчера день наконец-то подходит к концу!

Марафон «Конжак»

Первым этапом ТрансУрала в этом году стал легендарный марафон «Конжак», который в этом году проводился уже в 21-й раз! На старт забега на самую высокую гору Северного Урала Конжаковский камень (1569 м) вышло около 1500 человек! И это в такой глуши!!! Первое впечатление – это напаркованные вдоль грейдера Кытлым-Карпинск автомобили – насколько хватает глаз. На стартовой поляне людно. Мы приехали заранее и то тут, то там видим знакомые лица, с кем-то перебрасываемся словами, с кем-то кивками. Жена знакомит меня с Евгением Лукьяновым – МСМК по лыжным гонкам из поселка Черемухово. Он живет  тут же, недалеко по уральским меркам, в каких-то 100 с небольшим километрах. Вспоминаю, как недавно разглядывал попавшую ко мне по работе фотографию начала 2000-х годов с юниорской сборной под руководством Юрия Викторовича Бородавко. Там почти все законодатели мод в российских лыжных гонках последнего десятилетия: Алексей Петухов и Александр Легков, Иван Алыпов и Николай Панкратов, Максим Вылегжанин и Александр Кузнецов. Есть на той фотке и Женя Лукьянов. Обещаю послать ему её через вотсап.

Чем ближе ко времени старта, тем больше народу начинает собираться у стартовой арки. К сожалению, стартовая зона никак не огорожена, и люди по-колхозному подходят со всех сторон. Это приводит к тому, что в первый ряд попадают ровно те, кто пришел чуть позже. Видя это, не спешу, но в какой-то момент встать по команде судей всё-таки приходится, начинается уплотнение, и я оказываюсь в пятом-шестом ряду. Оттуда скорее слышу, чем вижу реализацию давней традиции марафона вызывать знаменитостей и победителей и призеров прошлых лет. Кого-то из лидеров это спасает, но многие, как стало ясно после старта, всё равно вынуждены пробиваться через толпу.
Старт марафона Конжак
Фото: Олег Чегодаев
На многодневку мы взяли с собой запас спортивного питания Squeezy, но марафон «Конжак» было решено бежать налегке. Дело в том, что пункты питания по схеме были указаны через каждый четыре-пять километров, чего показалось вполне достаточно, чтобы не тащить с собой рюкзак. Как выяснилось довольно скоро, это была серьезная ошибка, так как на палящем солнце (да, такая нехарактерная в этом году была погода на Северном Урале), да ещё в условиях пересеченной местности по времени от пункта до пункта питания были существенные промежутки. А пить очень хотелось! Первый «нежданчик» прилетел на первом же пункте питания. Когда я подбежал к нему в надежде наконец-то разжиться какой-нибудь жидкостью, оказалось, что сотрудники пункта совсем не торопятся выставлять свой ассортимент. На мой вопрос, будет ли вода, один из поильщиков довольно грубо, я бы даже сказал по-хамски, ответил, что я, мол, и не должен пить на четвертом километре марафона и собрался явно не туда… Как раз после этого пункта начался первый довольно серьезный, хотя и не очень крутой подъем, и меня на нем начали обходить все, кому не лень… Те люди, которых на прошлом ТрансУрале не было даже рядом, пролетали мимо меня, как пуля, и у меня не было ни единой мысли зацепиться за них. В этот момент я думал только о том, как бы дожить до конца этого подъема, добраться до пункта питания и найти какого-нибудь небыстрого попутчика.
Иду в подъем на Конжак
Фото: Елена Нечкина
Теперь пару слов о трассе: она представляет собой 20-километровый подъем до вершины. Первые 8-9 километров – это грунтовые дороги с длинными пологими подъемами и спусками, далее – лесная тропа с корнями, камнями и значительно более серьезным градиентом, затем выход на плечо хребта и движение по куруму, то есть каменной осыпи. Затем по тому же маршруту возвращаешься обратно: сначала курум, потом камни- корни, потом – пологие подъемы-спуски под палящим солнцем.
Вид с Конжаковского камня
Фото: Елена Нечкина
Но вернемся на трассу: начался спуск, и внезапно появились силы, обгоняли меня уже единицы, а в основном обгонял я. С дороги мы перешли на лесную тропу, наконец-то добрались до пункта питания, и я вошел в ритм. Нашелся и долгожданный попутчик, за спиной которого хорошо работалось, и в подъем я стал еще больше подбирать людей. К сожалению, в момент старта и во время медленного хода на подъемах с 4 по 8 км я пропустил вперед очень многих, и к моменту когда я, пройдя по остаткам снега – да-да, в начале июля на Конжаке еще остается снег, а иногда он и выпадает в ночь перед стартом – вылез на плечо, я догнал какую-то девушку, которой сказали, что она идет пятой! То есть, кроме неё, впереди было ещё четыре представительницы прекрасного пола. Такого от себя я не ожидал, расстроился и решил во что бы то ни стало срочно отыгрываться. Наверху дул прохладный ветер, светило яркое ободряющее солнце, а самое главное – люди испытывали явные затруднения при движении по камням. Я же решил отключить голову и прыгать с камня на камень «на инстинктах». К моему удивлению, получаться стало весьма неплохо, и я стал обгонять народ пачками. К этому моменту движение представляло собой уже не бег, а просто ходьбу с небольшими прыжками. Ближе к вершине на очередном обгоне у меня жутко свело икроножные мышцы, но я прекрасно понимал, что при движении вниз работа будет совсем другой, и надо просто потерпеть. Наверху я задерживаться не стал, и как только мне перечеркнули нагрудный номер – это отметка того, что я дошел до крайней точки маршрута – сразу ломанул вниз. На спуске безбашенность помогала еще больше, и я даже ни разу ловко не навернулся, догоняя большинство соперников со страшной скоростью. Впрочем, уже довольно скоро впереди, по всей видимости, остались как раз те, кто тоже умеет бегать спуски, а большинство делает это гораздо лучше меня.

На спусковой части я обогнал практически всех женщин, кроме самой первой, и довольно много мужчин. Из минусов я бы отметил абсолютно и напрочь отбитые ноги. Но тут целиком и полностью – моя ошибка. Для соревнований я выбрал кроссовки Salomon Speedcross 3, уповая на их внедорожность, но на камнях и корнях они оказались слишком мягкими и совсем не защищали стопу от механических воздействий. А я же еще и ломил, обрабатывая стопой все неровности со всего размаху! Как выяснилось потом, более опытные люди предпочитают кроссовки с карбоновой вставкой внутри подошвы. К концу многодневки я уже понял, что и мне они очень нужны, и в другой раз я подойду к выбору обуви более вдумчиво. Надо сказать, что на трассах прошлогоднего ТрансУрала, спидкроссы были бы идеально, там не было такого количества корней, таких убийственных спусков, столько курума, как в этот раз.
Спуск с Конжака
Фото: Олег Чегодаев
Постепенно спуск становился все положе, и я внезапно стал понимать, что силы уже на исходе. Ещё бы – только вверх я бежал-шел 2 часа 15 минут, то есть всего был на дистанции уже более трех часов! На обычном марафоне я уже успеваю к этому моменту финишировать, а тут предстояло преодолеть еще около 9 км и взять два серьезных подъема. Постепенно меня опять стали подбирать сэкономившие силы на спуске соперники, а когда я пошел в подъем пешком, обогнала и вторая женщина. Как выяснилось, это была лыжница – чемпионка России-2016 в 50-километровом марафоне Анна Медведева. На спуске я снова побежал, но догнать её уже не сумел, и через некоторое время она скрылась из виду. Собрав волю в кулак, решил больше на шаг не переходить, и вскоре догнал шагающего, как я несколькими километрами ранее, парня. Похлопал его по плечу, подбодрил, и он сначала бежал параллельно со мной, а потом и вышел вперед. Тут уж я стал терпеть изо всех сил, чтобы не отстать и выиграть у себя самого несколько лишних минут. Буквально за километр до финиша силы окончательно оставили моего попутчика, и он перешел на шаг, а я все-таки добежал. Из четырех часов я чуть-чуть не вышел, пробежал за 4:01 и занял 50-е место. «Ну, ничего, дальше будет полегче, самое тяжелое испытание ТрансУрала в этом году уже позади», - подумал я и ошибся. Но об этом потом, а пока – отдых, отдых, отдых. Так как жили мы не в базовом лагере, сделать массаж возможности мы не имели, а вот выпить сразу после финиша аминокислоты Squeezy Pure Amino, которые очень сильно нас выручили в прошлом году, было делом обязательным. Забегая вперед, скажу, что на каждый новый старт мы благодаря им выходили со свежими ногами.

Вертикальный километр

Старт забега «Вертикальный километр» на гору Косьвинский камень, вторую по высоте в окрестностях, был выносным. Участников довозили до подножия горы на автобусах, а затем еще около километра надо было пройти пешком. Дистанция была совсем короткой – 5 км, но перепад высот, как и положено этапу Кубка России по скайраннингу, который проводился в рамках забега, был более 1000 м. Финиш располагался на вершине горы.

Кытлым снова встретил нас солнечной погодой. В отличие от прошлого года, когда каждый день лило, этот год на Урале выдался сухим и жарким, и только прохладные ночи напоминали, что мы не так далеко от Полярного круга. Кытлым – это довольно большой поселок, расположенный в горной котловине. Дома в нем одноэтажные, деревьев мало, и выходя утром из гостиничного номера я чувствовал себя как в пригоршне у огромного великана. Вокруг – огромные горы одна другой выше просто нависали над головой. И это не какие-нибудь европейские Альпы, где ты живешь в долине и видишь перед собой только стены соседних отрогов и снежные пики в дали. Тут – простор!!!

Кытлым – это поселок платинодобытчиков. На местных речках платина раньше добывалась килограммами, и делалось это с помощью специальной машины – драги – величиной с трехэтажный дом. Платину добывали в течение всего 20 века, и лишь недавно – прекратили. Причин тут две. Во-первых, запасы платины истощились, а во-вторых, способ добычи металла с помощью драги полностью противоречит всем экологическим нормам и требованиям. По периметру поселка ещё долго будут видны следы этих адских машин, оставляющих после себя абсолютно лунный пейзаж, на котором если что-то и растет, так это обычные сорняки.

Но вернемся к бегам! В этот раз старт давали волнами, так как тропа на Косьвинский камень была узкой. Да и было ли это тропой, или разметка была нанесена просто в лесу? Нам повезло, перед нами уже стартовало два забега: женщины и ветераны, и они уже успели натоптать нам какое-то подобие дорожки. Но бежать по ней всё равно было неимоверно сложно, и довольно скоро я перешел на шаг. Впрочем, так поступили практически все, с кем рядом я бежал. Я снова не взял питье – кто же берет питье на 5 км??? – и снова об этом пожалел, потому что почти сразу захотелось пить. Организаторы предупредили, что где-то на середине дистанции будет родник, но найти его удалось только на спуске. К счастью, спускающиеся уже финишировавшие участники давали нам попить из кружки, которую мы по-братски передавали дальше по каравану. Когда мы вышли из зоны леса и стали карабкаться по камням, меня не отпускала мысль, что вот-вот, совсем рядом, за этим перегибом будет вершина. Но она всё не появлялась и не появлялась, и лишь когда я совсем перестал ждать, услышал долгожданное «финиш через 100 метров».
Вертикальный километр
Фото: Олег Чегодаев
С самой вершины открывался прекрасный вид на окрестности, а организаторы сумели затащить туда немного колы, поэтому жизнь после финиша сразу наладилась. Мгновенно захотелось надеть на себя ветровку, которая была единственным обязательным снаряжением на этот этап, потому что наверху, даром что светило солнце, не было и следа той жары, которая мучила нас на старте. Опасаясь простыть, после короткой фотосессии я отправился вниз, и каково же было моё удивление, когда спуск занял у меня почти столько же времени, сколько и подъем. И это при том, что я старался идти довольно быстро!
Вид с Косьвинского камня
Фото: Елена Нечкина
Осторожно! Медведи!

На третий день дистанция этапа составляла всего 32 км с набором высоты около 1200 метров. И короче, чем в первый день, и набор меньше, так что серьезных проблем я не ожидал. Надо было сначала подняться на перевал Дидковского, затем – на гору Сухогорский камень, с неё спуститься на плечо и вновь подняться на соседнюю вершину – Семичеловечью, которая названа так потому, что на её вершине торчит семь скал. По легенде – это семь охотников манси – коренного населения тех краев – которые заблудились в тумане и превратились в скалы. Туманом, правда, и не пахло. Солнце вновь стояло высоко над горизонтом и вовсю грело своими лучами так любящую его северную природу.

Мы же готовились бежать. В этот раз я взял с собой и энергетических батончиков, и, конечно же, рюкзак с гидратором, в котором был разведен напиток Squeezy Energy Drink. Старт давался прямо из центра соревнований, и после проверки обязательного снаряжения, построения и традиционного обратного отсчета вереница бегунов устремилась вниз по дороге, которая состояла из гладких камней. По всей видимости, во время дождей или таяния снегов она превращается в реку, но нам этого увидеть не удалось. Я же бежал по этой дороге и чувствовал ногами каждый мельчайший изгиб этих камушков и стараясь поддерживать тот бодрый темп, который взяло большинство участников. Все бежали очень легко, лидеры давно скрылись из виду, а мне скорость давалась с трудом. Через несколько сотен метров передо мной возникла река. Дело в том, что мы, живя в Кытлыме, благополучно пропускали брифинги и рассказы о том, что нас ждет на дистанции, что порой сталкивались с определенного рода неожиданностями, и этот поток стал одной из них. По пояс в воде, держась за натянутую веревку, я перебежал реку и снова ступил на дорогу из круглых булыжников, которая уже шла вверх. Впрочем, довольно скоро она повернула и превратилась в маленькую тропку, круто устремившуюся к перевалу. Я упорно не хотел переходить на шаг и отставать от того маленького паровозика, в котором сидел, но, в конце концов, мне всё-таки пришлось это сделать. К сожалению, я поздно понял, что перетерпел, и мой темп упал просто катастрофически. Один за одним меня стали подбирать другие участники, и я ни за кем не мог зацепиться. В этот момент я старался как можно больше пить. Даже не скажу, что старался пить, мне этого на самом деле очень хотелось, и спортивный напиток Squeezy пришелся как нельзя кстати. Через некоторое время, на подходе к перевалу, мне удалось подхватить темп одного из догнавших, и мы вместе пошли дальше, уже сами подбирая завысивших чуть ранее темп. Довольно скоро мы вышли на перевал, названный в честь героя Гражданской войны и отмеченного стелой с красной звездой. На перевале лес заканчивалась, и начиналась зона горной тундры. Во все стороны, куда ни кинь взгляд, расстилались бесконечные зеленые холмы Уральских гор, а вверх, на Сухогорский камень тек ручеек бегунов. Довольно скоро мы сбились в небольшой караванчик и вместе с попутчиками забежали на обе Вершины, а вот на спуске каждый вновь побежал сам по себе. Кроме меня, потому что для меня нет ничего хуже, чем бежать одному. Я выбрал того, кто первым ломанулся с Семичеловечей и старался держаться в его темпе, надеясь догнать менее ловких трансуральцев.
На подъеме на Сухогорский камень. Вдали виднеется Кытлым, а за ним - гора Косьвинский камень, на которую забегали во второй день
Фото: Олег Чегодаев
Самым тяжелым испытанием, и, как выяснилось, не только для меня, стали последние километры по ЛЭП. Спуск кончился, и началась дорога с пологими, но очень длинными подъемами и спусками, абсолютно свободная от деревьев. Ни тенька, ни ветерка, и лишь мы бежали по ней под раскалившимся к середине дня солнцем. Как назло, в гидраторе закончился напиток, видимо, то, что я очень активно пил в начале, сильно израсходовало мои запасы жидкости, и положение теперь спасали только ручьи, пересекая которые, я падал в них с головой, освежался и пил одновременно! Что я только ни делал, чтобы не отстать от очередного компаньона по забегу, но когда увидел впереди огромный подъем, который неприступной стеной уходил вместе с лэпкой за облака, силы окончательно покинули меня. Я нырнул в очередной ручей и побрел пешком. И оказалось – зря. Буквально через сотню метров, задолго до подъема, разметка пересекла дорогу, уводя участников туда – на финиш, к речному броду. В этот момент меня как раз догнал один из ребят, которых я с ветерком опережал в начале ЛЭП, и вместе мы покатились к уже не неожиданному, а напротив долгожданному броду, который сулил и влагу, и прохладу, и скорый финиш. Правда, после брода сил не осталось совсем, и оставшиеся несколько сотен метров я всё-таки добрел. Финишировав, я поглядел на часы – они бесстрастно показывали, что на дистанции я провел 4 часа – столько же, сколько и на «Конжаке», который, как мы думали, будет самым сложным и длинным этапом. Основательно подкрепившись, я поспешил в массажную палатку – и очень вовремя, там в тот момент не было ни одного человека, а буквально через пару десятков минут возникла очередь до самого вечера.

Но самое интересное в сегодняшний день, как оказалось, происходило на дистанции у лидеров! Один из болельщиков пошел с фотоаппаратом по дистанции, чтобы пофотографировать участников. Он уже прошел Сухогорский камень, спустился в зону леса на перемычке с Семичеловечьей и неожиданно наткнулся на медведицу с медвежонком! Если кто не знает, то такая встреча с медведем – одна из самых опасных. Дело в том, что обычно косолапые стараются сами уйти подальше от человека и не связываться с ним, но когда медведица водит малыша, она может начать защищать его от чужака! Так получилось и в этот раз: медвежонок с испугу влез на дерево, а медведица стала на задние лапы и зарычала. Молодой человек стал аккуратно отступать, и на его счастье, преследовать его дикий зверь не стал. Через пару минут отступления ему на пути попадается Антон Головин, лидирующий в забеге! Антон – это, конечно, легенда ТрансУрала! Мастер спорта по лыжным гонкам, победитель первых двух ТрансУралов 2014 и 2015 годов, телосложением он совсем не похож на легкоатлета. Да и не только телосложением, но и техникой бега, выдающей в нём лыжника. И я бы даже сказал, не только лыжное есть в его походке, но и что-то медвежье. Если представить, что каждый человек когда-то, в прошлой жизни был зверем, то я не сомневаюсь, каким именно зверем был Антон. Возможно, поэтому он посоветовал парню предупредить остальных, а сам бесстрашно пошел по тропе навстречу медведице. Какое-то время, по словам Антона, он не наблюдал ничего настораживающего, но внезапно буквально в нескольких метрах от него что-то зашевелилось. Оказалось, медведица была совсем рядом. Зная, что убегать от животного, возможно, опасно, он аккуратно, кустами, а не по тропе отправился вверх по склону в сторону Семичеловечей, и лишь выйдя на курумник, побежал со всех ног.

Но на этом история не заканчивается. Ведь за Антоном бежал еще Евгений Марков и, естественно, он тоже наткнулся на болельщика. Когда тот предупредил его, Женя был краток: «Медведь? Тогда пошли со мной…» Надо отдать должное парню, отказа победитель «Конжака-2016» не получил, и они вместе прошли по тропе, к счастью, никакого медведя не увидев. Видимо, медведица поняла, что спокойно полакомиться малиной и прочими дарами лета в этом месте не удастся и, забрав отпрыска, засобиралась восвояси. Здесь же, наверное, следует изложить и рассказ третьего призера это дня соревнований Михаила Звягинцева, который преодолел седловину, будучи абсолютно не в курсе наличия на трассе медведей, но, выйдя на курумник, услышал из ближайших кустов рёв квадроцикла. «Хотя откуда тут квадроцикл?» - мелькнуло в голове и Михаила, и всю оставшуюся часть дистанции то здесь, то там ему мерещились мелькающие в кустах медведи.
Юля в третий день наконец-то добралась до пьедестала, и как раз в третий день награждение проводил чемпион мира по биатлону Иван Черезов, специально для этого приехавший на многодневку!
Фото: Олег Чегодаев
Серебрянский камень

Видя по карте маршрут заключительного дня с тем же набором высоты и километражом, что и в третий день, нетрудно было представить, что бежать нам опять предстоит около четырех часов. В мыслях дистанцию облегчало лишь то, что забраться наверх предстояло в отличие от предыдущего дня лишь один раз, а также то, что организаторы обещали лучшее качество дорог, так как на Серебрянку ходит значительно большее количество людей.

В заключительный день, как и в прошлом году, первые 100 человек в абсолюте стартовали на час позже остальных, и это создало нам определенные организационные сложности, так как женщины, а среди них и моя жена, стартовали в первой волне. К счастью, нам удалось договориться с нашим старым знакомым Эриком Хасановым, который также жил в Кытлыме, но в военном городке, и они взяли её к себе в машину, чтобы отвезти на старт. С Эриком мы познакомились в прошлом году всё на том же ТрансУрале, где были соседями по хостелу. Но это лично. А заочно мы знали друг друга очень давно, так как Эрик ведет самый крупный лыжный сайт на Урале ski66.ru. Выступавший в категории супер-ветеранов, тогда он удивил нас своей любовью к бегу и тем, что в день отдыха, когда мы все лежали в комнате ногами кверху, пошел пробежаться, «чтобы не выходить из ритма». Оказалось что в активе Эрика 99 беговых марафонов. ВНИМАНИЕ! 99 марафонов, которые он пробежал быстрее 3 часов!!! У меня в голове до сих пор не укладываются эти цифры, эти скорости! Гвозди бы делать из этих людей, как говорил Маяковский. И таких как Эрик – весь ТрансУрал во главе с директором Антоном Жигановым.
Эрик Хасанов
Фото: Олег Чегодаев
Именно Антон был тем человеком, который догнал меня через 10-15 минут после старта четвертого дня. Я намеренно не писал об этом раньше, откладывая самое интересное на конец. Только вдумайтесь, директор сложнейшего события, которого на глазах участников прошлые два года просто разрывали на части, у которого постоянно не замолкал телефон – и сам бежит в том мероприятии, которое организует! Причем ещё как бежит! Так, на Конжаке он проиграл мне всего около 10 минут, немногим больше – в остальные дни. В душе понимаю Антона: для нас многодневку организует он сам, а кто организует её для него? Символ ТрансУрала – это фигура человека, бегущего на фоне гор. Наверное, действительно все его участники и организаторы – это такие вот бегущие люди, для которых бег в горах это то, ради чего они живут.
Директор марафона Антон Жиганов на дистанции своего марафона
Фото: Олег Чегодаев
Украшение с эмблемой ТрансУрала и профилем трассы
Фото: Олег Чегодаев
Еще одна ярчайшая личность ТрансУрала Олег Чегодаев. Олег не только бегает и делает по ходу потрясающие фотографии, которые я не мог не использовать в своем отчете, но и организовал бизнес по созданию спортивных украшений.
Фото: Олег Чегодаев
Возвращаясь к забегу, я довольно скоро вошел в ритм бега и стал подбирать группку за группкой. В какой-то момент меня обогнал Олег Харитонов, успешно выступающий по группе ветеранов. Как и подобает спортсменам старшего возраста, Олег очень здорово раскладывает силы, плавно начинает, но когда выходит на «крейсерскую скорость», движется очень и очень быстро. И здесь в какой-то момент я заметил, что тот разрыв, который образовался между нами, совсем не растет. Я немного ускорился, выбрал гандикап, чтобы дальше бежать в комфортном для себя режиме. Тропа, идущая вдоль речки начала резко забирать вверх, и дальше дистанция пошла по курумнику. С бега мы перешли на быстрый шаг и через некоторое время, обогнав человек 5-7, выбрались на большую техническую дорогу. Она также шла в подъем, но он был совсем не такой крутой, как по куруму. Сам бог велел здесь продолжить бежать в том же темпе, но, как это ни удивительно, силы внезапно покинули меня. Я еле-еле потрусил по дороге, не в силах даже зацепиться за теми, кого еще несколько минут назад сам обгонял, как стоячих. По дороге предстояло пробежать «всего» километра четыре, но как преодолевать дистанцию дальше, когда «удобная» дорога сменится на «неудобные» каменные россыпи, я представлял с трудом.

И вот разметка уводит участников с разъезженной просторной колеи, и я начинаю не спеша прыгать с камня на камень. Поднимаю голову и не верю глазам: я с катастрофической быстротой приближаюсь к соперникам. И на дороге, и на камнях я не чувствовал, что меня «рубит» или «отпускает», но факт остается фактом – к вершине Серебрянского камня я догнал и обогнал практически всех, кто был в поле зрения и даже немного за его пределами. На вершину мы взобрались с местным уральским парнем Колей Николаевым, с которым мы познакомились в прошлом году всё в том же хостеле, а в этом шли нос к носу в общем зачете. Он очень хорошо чувствовал себя на куруме и с горы сломя голову полетел вниз. Я решил, что надо попробовать подержаться за ним, тем более что впереди был один лишь спуск, хотя и технически весьма сложный. Ловкости мне вполне хватало, но снова подвели мои спидкроссы: уже и так отбитые ноги ужасно страдали при каждом ударе по камням, и в какой-то момент мне пришлось отпустить своего попутчика. А разметка увела с камней на лесную тропу, где, как ни странно, стало еще хуже: крутые спуски, корни, ветки, от которых нужно постоянно уворачиваться – всё это привело к тому, что чуть не плача я практически пошел пешком. Пошел, проклиная всех на свете: оргов за этот «синглтрэк», создателей спидкроссов за мягкие подошвы и далее по списку. В этот момент я догнал стартовавшую на час раньше супругу. Она бежала весьма бодро, с улыбкой выслушала мои проклятия в адрес вселенной и сказала, чтобы я успокоился и бежал дальше, потому что до финиша всё равно надо как-то добираться. Удивительно, но за время спуска меня догнал только один человек – Леша Андрейкин из Рязани, которого я знал по его участию в рогейнах и лыжных марафонах. В прошлом году на ТрансУрале я его обыграл во все дни, а в этом он взял убедительный реванш, лишь в последний день позволив с собой конкурировать. Я зацепился за Лешей и вместе мы одолели лесной синглтрэк и снова вышли на техническую дорогу. Слава богу, в этот раз она шла под спуск, причем довольно крутой. На нем мне удалось превозмочь усталость и войти в ритм Алексея. Мы оба чувствовали, что бежим не так быстро, как, наверное, могли бы, но быстрее я не мог. Стало припекать солнце, а до финиша оставалось не так мало километров. Всё это время я думал только, как бы удержать темп и не пропустить вперед большого количества соперников. Но, к счастью, нашу пару смог догнать только ещё один ветеран.
Юля на технической дороге на пути к Серебрянке
Фото: Олег Чегодаев
И вот уже до финиша остался один единственный километр, в это время мы бежали по широкому газопроводу, за поворотом которого уже должен был быть заветный спуск к дороге и нашему лагерю. Но за поворотом был не спуск! Сюрприз! Крутейший подъем, уходящий куда-то в небеса. Признаюсь честно, этот подъем просто выбил из колеи. Хотелось плюнуть и просто лечь и никуда не бежать. Повезло, что и Лёша придерживался похожей точки зрения, и мы, переглянувшись, вяло побрели в гору. На середине подъема оглянулись – сзади никого! На вершине стоял фотограф, но позировать ему не было никаких моральных сил. Оставался спуск и финишная прямая, которые мы прошли уже в хорошем темпе, ведь, как говорит мой друг, МС по ориентированию Игорь Климов: «Под гору и свинья рысак». Ещё около пяти минут работы – и всё! ТрансУрал закончен!

На финише пью, очень много пью: кола, фанта, рэд булл, изотоник, снова кола, снова изотоник… Довольно скоро финиширует Юля, и мы идем на реку мыться. Ледяная вода нас уже не пугает, за эти дни мы уже привыкли к холодным рекам, холодным душам и другой холодной воде. Возвращаемся в лагерь и за время, пока ждем награждения, общаемся, вспоминаем перипетии многодневки, пытаемся восполнить то, что мы не жили в лагере. Конечно, после двух лет многодневки отношения к остальным – самые-самые теплые, практически родные. Даже те, с кем ты не общался, а только видел лица. Теперь, встречаясь, мы будем говорить друг другу пароль «ТрансУрал», и больше слов, чтобы завязать дружбу, уже не понадобится!
Большая ТрансУрал-фэмили
Фото: Олег Чегодаев
P . S . Наша семейная мини-команда выражает искреннюю благодарность Михаилу Никифорову и компании Skiwax, предоставившей нам очки Bliz Tempo, и Дмитрию Ерхову и компании Squeezy за предоставленный изотоник и аминокислоты Squeezy Pure Amino. Без вашей помощи мы бы не смогли добраться до финиша многодневки.
05.09.2016 19:09:49
Такое чувство, словно где-то рядом с автором всю многодневку пробежал :)
06.09.2016 07:03:49
Такое чувство, словно где-то рядом с автором всю многодневку пробежал
Согласен. Побольше бы таких отчётов - в мире стартов ориентироваться стало бы намного легче.
Андрей, еще раз с Днем Рождения!
Спасибо за очень интересный отчет. Материал большой, букв много, долго собирался с силами, чтобы дочитать сразу от начала и до конца. Наконец дочитал - очень понравилось. Пишите еще!
17.09.2016 19:57:22
Александр, спасибо большое!!!

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.